Муниципальное общеобразовательное учреждение

            «Ново-Тарабинская средняя общеобразовательная школа»

                                      Кытмановского района

 

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                          Выполнила:

                                                                          Богданова Елена Михайловна,

                                                                                    учитель биологии

                                       

В условиях модернизации школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении. В современном обществе востребованы разносторонне развитые специалисты, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю: формирование  компетентной, мобильной личности средствами своего предмета и внеурочной деятельности.

Как учитель биологии решаю следующие задачи:

1. Воспитание у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

2. Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной): соблюдение правил охраны здоровья, оказание первой помощи, выращивания и размножения растений и животных, практическое природопользование.

3. Формирование навыков биологических исследований, самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации.

4. Развитие умения взаимодействия с окружающими людьми, владения различными социальными ролями, навыков работы в группе.

         За период, прошедший после последней аттестации, мне удалось решить некоторые  проблемы в профессиональной деятельности.

- Работая по технологии уровневой дифференциации, я научилась многоуровневому планированию результатов деятельности учащихся: обязательный уровень и уровень формирование мыслительных операций. Результатом этого является разработка разноуровневых проверочных работ по предмету: тестов, контрольных работ.

- Для развития  познавательной деятельности учащихся на уроке я освоила технологию проблемного обучения, которая  активизирует  познавательный интерес учащихся. Применение  дидактических игр, упражнений по развитию внимания, восприятия, речи, мышления, элементов развивающего оьучения привело к повышению качества знаний по предмету. Оно стабильно высокое (60-63%), выше районного.

- Я могу ставить воспитательные цели к каждому уроку, вижу, какие жизненные выводы может сделать ученик из той или иной биологической закономерности. Использую воспитательный потенциал урока.

- С применением новых методов, изменились и формы проведения уроков:

урок-путешествие, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация.

         Результаты моей деятельности представлены:

- на открытых уроках с применением новых технологий, в том числе  ИКТ;

-в виде выступления на педсовете «Активизация познавательной деятельности учащихся» - 2007г., выступление на РМО по технологии модульного обучения – 2008г., презентация на районной конференции «ИКТ – реальность и перспективы»- 2009г;

-результатами в достижениях учащихся - повышение числа участвующих в олимпиадах и конкурсах: 2007 год -2 учащихся приняли участие в конкурсе «Сохраним биосферу», 2009 г- 1учащийся - в районной олимпиаде, 5учащихся – в краевом конкурсе «Сохраним биосферу».

         В реализации программы развития школы я участвую по следующим направлениям:

1) совершенствование образовательного процесса посредством внедрения новых образовательных технологий; предпрофильная подготовка по теме «Загадки биологии».

2) информатизация школы: участвую в программе «Сетевой город», в обновлении сайта школы, создаю презентации о школе и представляю их на МО, конференциях, использую Интернет ресурсы в учебной и воспитательной работе.

3) принимаю участие в совершенствовании воспитательной системы через разработку и реализацию программы «Школа – как социокультурный центр», реализую экологическую программу «Родник», развивая экологическое сознание детей, уважение и бережное отношение к своей Родине через систему традиционных дел:

- операции «Живи рыбка», «Покормите птиц зимой»;

- экологические походы;

- выставки детского творчества, цветов, поделок из природного материала;

- экскурсии и лекции биологического содержания;

- практическая работа на пришкольном участке;

- конкурсы, тематические вечера.

         Предмет биология вызывает традиционный интерес у детей младшего и среднего возраста. Чтобы поддержать естественную потребность в биологических знаниях, я ежегодно организую месячник биологии, в котором задействованы все учащиеся школы. В ходе месячника учащиеся проявляют своё творчество  в конкурсах рисунков и выставках поделок,  цветов, оформлении газет о животных и растениях. В течение года слежу за памятными датами (юбилеи ученых, тематические дни), организую викторины к ним, конкурсы проектов, сочинений, стихов. В результате – ежегодное участие в конкурсе «Сохраним биосферу» и лауреаты: 2007 – 0, 2008 -2, 2009 -3. По итогам обучения в АКДЭЦ Богданова Юля была приглашена на полевую практику в предгорьях Алтая. Постоянно обновляю стенды «Вестник экологии» и «Уголок здоровья», по которым классные руководители и я проводим экскурсии.  В 2009 году моя учащаяся заняла 1 место в районном конкурсе исследовательских проектов, 7 место в краевой заочной конференции «Мы здоровью скажем: «Да!». Сама участвую в краевых конкурсах. В 2007 году – по теме «Организация тематической недели в образовательном учреждении». Для развития исследовательских навыков, привития чувства прекрасного, единения с природой использую пришкольный участок.

         Главной учебной деятельностью школьника является урок, поэтому от построения урока зависит его эффективность и качество знаний. Добиться эффективной организации урока мне помогают гигиенические критерии:

 

1) количество видов деятельности – 4-7; 2) слежу за продолжительностью видов деятельности и частотой их сменяемости – не более 10 мин, через 7-10 мин; 3) место и длительность применения ТСО –  в  старших классах – 4-6 уроков в неделю; 4) чередование позы и применение физкультминуток; 5) психологический климат – положительный, с определением момента наступления утомления. Кроме того, использую новые технологии: проблемное обучение, модульное обучение. Приемы обучения: групповая работа, коллективное мыследействие, эвристическая беседа. Эффективности во внеучебной деятельности воспитанников добиваюсь путем активной пропаганды успехов выпускников, участников конкурсов, личным примером.

         Каждый урок начинаю с установления положительного психологического климата: «Как настроение? Что нового произошло?» На основе этого устанавливаю доверительные взаимоотношения на принципах сотрудничества: на уроках выступаю в роли организатора учебной деятельности, консультанта. Такая атмосфера стимулирует учащихся к совместной деятельности,  к достижению цели, к распределение ролей в группе. Чтобы обеспечить личное и социальное развитие использую следующие приемы: предлагаю учащимся самим набрать себе группу, применяю методику «Цветоощущение», формирую группы по видам деятельности, по творческим интересам. Таким образом, дети, работая в переменных группах, осваивают новые социальные роли, приобретают уверенность.

                                  Динамика успеваемости 11 класса

Учебный год

2006-2007уч. г

2007-2008уч.г

2008-2009 уч.г

Успеваемость

100%

100%

100%

Средний бал

4,1

4,2

4,2

 

                            Качество знаний по предмету

Учебный год

2006-2007 уч.г.

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

Качество занний

62%

63%

67%

Формы презентации достижений школьников:

- стенд с фотографиями «Ими гордится школа»;

- выставка работ (рефераты, проекты, фотоработы) в кабинете биологии.

Формы презентации собственного опыта: самоанализ педагогической деятельности, методическая выставка, открытые уроки на уровне школы, районного МО.

Чаще стала применять самооценку, коллективную оценку, иногда включаю учащихся в экспертные группы при анализе работы по проекту или теме, использую и публичное оценивание ответов на уроке. Оценивая деятельность учащегося на уроке, больше внимания уделяю его самостоятельности, способности осознать и применить учебный материал для решения проблемы. Это говорит об уровне сформированности его компетенций. Из форм контроля чаще использую тематический контроль. При этом веду классный журнал и рабочую тетрадь. В классный журнал заношу отметки за тематический контроль, в рабочей тетради фиксирую оценки за диагностические проверочные работы, отслеживаю ликвидацию пробелов, веду учёт выполнения творческих заданий. Такая система оценивания помогает учащимся увидеть свой уровень по теме, развивать интеллектуальные и специальные умения, творческие способности, а учителю проводить коррекцию знаний, организовать индивидуальную работу, консультации. Результатом является 100- процентная успеваемость по предмету.

Психологический климат   на моих уроках  комфортный. Воспитываю в детях толерантность, стараюсь раскрыть разные черты характера учеников, рассказываю случаи из своей жизни, использую их личный опыт. Поэтому отношения с учащимися демократичные. По результатам диагностики неоднократно называлась учениками как учитель, к которому хочется идти на урок. Конфликтных ситуаций на уроках нет. По листу оценивания педагогической деятельности  удовлетворенность родителей составляет 80 %.

В работе с родителями основное внимание уделяю согласованным требованиям: родители должны знать, что учитель требует от ребенка. Информацию об учебных достижениях ученика сообщаю через дневник (замечания, предложения, поощрения, оценки), в личных беседах, по телефону, через классные и общешкольные родительские собрания. По запросам родителей организую дополнительные консультации, индивидуальную работу, провожу Дни открытых дверей.

Взаимоотношения с коллегами строю на взаимном уважении, доброжелательности. Конфликты не провоцирую и не вступаю в конфликтные ситуации, но стремлюсь разобраться, если возникает конфликт в коллективе. Использую помощь опытных педагогов и сама помогаю по мере возможности. В коллективе работаю в составе ШМО естественных наук,  работаю в методсовете и экспертной группе РМО.

Для повышения профессионального мастерства использую самообразование, активно работаю в РМО учителей биологии и химии, посещаю открытые уроки учителей школы и района. В октябре 2009 г прослушала лекторий по теме «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися». Прошла курсы повышения квалификации при АКИПКРО по теме «Организационно- содержательные аспекты профессиональной деятельности учителя биологии основной и старшей ступени в условиях модернизации региональной системы общего образования» в 2009 году в объеме 96 часов.

Основная трудность в профессиональной деятельности – низкий уровень познавательного интереса у детей и слабая оснащенность учебного процесса средствами ИКТ. Поэтому в перспективе планирую:

-  внедрение и совершенствование технологий проектирования и исследования, выявление и работу с одаренными детьми;

- оснащение кабинета биологии компьютером, DVD-плеером, телевизором;

- развить систему оценивания внеучебных достижений школьников путем применения новой формы оценки – портфолио.

                                             30.11. 2009 год