Самоанализ педагогической деятельности Титовой Л.В, учителя начальных классов

 

Работаю учителем 22 года. Имею возможность проследить, как за это время изменился социальный заказ на образование. Хорошо представляю задачи современной школы, требования к её выпускникам, в частности  к выпускникам  начальной школы.

         Цели моей профессиональной деятельности  перекликаются с целью, стоящей перед нашей школой - подготовкой выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать пути рационального их решения;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, умеющих  работать в коллективе;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

         Чтобы подготовить таких выпускников, необходимо формировать  эти качества, начиная с младшей ступени обучения. Поэтому большое внимание  уделяю формированию у них общеучебных умений и навыков.

         За период, прошедший после предыдущей  аттестации, мне удалось решить проблемы интеграции уроков в младшем звене школы. Опираясь на мой опыт,  учителя начальных классов освоили методику ведения уроков – интегралов. Выступая на педсоветах, работая в творческой группе, проведя  ряд открытых уроков, я смогла убедить коллег, что уроки интегралы – это уроки настоящего и будущего. На них  я реализую идеи развивающего обучения,  принципы межпредметных связей, решаю  проблему  перегрузки и утомляемости детей.  Оценивание работы ученика на таких уроках я провожу  по итогам нескольких уроков, поэтому снижается напряжённость ожидания оценки и создаются условия для самореализации учеников.

         Опыт своей работы по вопросу интеграции я обобщила, материал по этому обобщению находится в школьном методкабинете, им пользуются все желающие.

В школе разработана и реализуется  Программа развития, основными направлениями которой являются: совершенствование процесса обучения, информатизация, развитие системы воспитания через Программу « Школа- социокультурный центр». Я принимаю непосредственное участие в ее реализации: внедряю новые образовательные программы, госстандарты,  осуществляю предпрофильную подготовку учащихся, реализую программу «Самосовершенствование личности учащегося».

.        Во время уроков и на внеурочных  мероприятиях  я учитываю индивидуальные, психологические, возрастные особенности детей. В моем арсенале методы работы,  позволяющие учащимся делать выбор: уровня изучения материала, вида деятельности, вида домашней работы. Но от каждого из них я добиваюсь выполнения минимума содержания образования по всем предметам. Начиная с 1 класса, развиваю интерес к учебе, постепенно переходя от внешней учебной мотивации к внутренней. К выпуску из начальной школы дети твердо осознают значимость и практическую направленность знаний, необходимость личного развития.

       Для рационального использования времени на уроках учу детей умению включаться в диалог, работая в парах, в группах, использую учеников-консультантов; возможности своего кабинета. Изучаю современные педагогические технологии, выбираю из них те, которые подходят моему стилю преподавания. В своей практике часто пользуюсь традиционными технологиями обучения, сочетая их с инновационными. Результатом применения новых технологий считаю повышение интереса к обучению, сформированность у детей  коммуникационных умений, успешную их социализацию.

Взаимодействие с классом строю на следующих принципах:

·        принятия ребенка таким, какой он есть;

·        бескомпромиссность в оценке поступков;

·        терпение и терпимость;

·        доверие и поддержка.

На уроках создаю условия для проявления активности и инициативы со стороны учащихся, опираюсь на их субъектный опыт и корректирую его. Себе отвожу роль организатора деятельности ученика, консультанта по возникающим вопросам.

В процессе обучения контроль знаний, умений и навыков провожу в различных формах: текущий и тематический контроль в виде контрольных работ, тестов. К оценке деятельности учащихся привлекаю самих детей, учу из само- и взаимо- оценке. Информация, полученная мной в ходе контроля, используется для  проведения коррекции, индивидуальной работы с детьми и их родителями.

 В классе мне удается создать нормальную психологическую атмосферу, атмосферу доверия, взаимного уважения, взаимопомощи. Посильность заданий, их дифференцированность, опора на интерес и опыт самих детей, четкие требования и критерии оценки их деятельности позволяют наладить сотрудничество,  сформировать адекватную самооценку.

Критерием успехов моих детей в учебе выступают такие количественные характеристики: 

·        не менее 50% детей участвуют в международных предметных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно».

·        на протяжении последних шести лет мои дети являются членами «Зеленого патруля». Наш «Зеленый патруль» отмечен грамотой краевого экологического центра, информация о нашей работе есть на сайте АКДЭЦ.

·        Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсах по экологическому образованию учащихся. («Окно в природу», «Зеленый вернисаж», «Лес - бесценный дар природы»).

·        Качество знаний по основным предметам стабильное, выше районного:

 

Уч. год

Качество знаний по предметам, %

чтение

русский язык

математика

окруж. мир

2005/06

100

67

50

100

2006/07

100

66,6

55,5

100

2007/08

100

65,5

55,5

78

·        мои учащиеся отличаются активной жизненной позицией, в школе обобщен опыт моей работы по теме « Развитие  навыков самоуправления у младших школьников».

Взаимодействие с родителями осуществляю через дневник учащихся, личные беседы, внеурочные мероприятия.

Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом, учусь  у новаторов.

Постоянно занимаюсь повышением своего профессионального мастерства через самообразование, работу в педсоветах, творческой группе, семинарах.

Особых трудностей  в работе не испытываю, но быстрая смена парадигм образования, внедрение новых педагогических технологий, как все новое, требует адаптационного периода, вживания.

 

2.12.2009г