Самоанализ педагогической деятельности Титовой Л.В, учителя начальных классов
Работаю учителем 22 года. Имею возможность проследить, как за это время изменился социальный заказ на образование. Хорошо представляю задачи современной школы, требования к её выпускникам, в частности к выпускникам начальной школы.
Цели моей профессиональной деятельности перекликаются с целью, стоящей перед нашей школой - подготовкой выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать пути рационального их решения;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, умеющих работать в коллективе;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Чтобы подготовить таких выпускников, необходимо формировать эти качества, начиная с младшей ступени обучения. Поэтому большое внимание уделяю формированию у них общеучебных умений и навыков.
За период, прошедший после предыдущей аттестации, мне удалось решить проблемы интеграции уроков в младшем звене школы. Опираясь на мой опыт, учителя начальных классов освоили методику ведения уроков – интегралов. Выступая на педсоветах, работая в творческой группе, проведя ряд открытых уроков, я смогла убедить коллег, что уроки интегралы – это уроки настоящего и будущего. На них я реализую идеи развивающего обучения, принципы межпредметных связей, решаю проблему перегрузки и утомляемости детей. Оценивание работы ученика на таких уроках я провожу по итогам нескольких уроков, поэтому снижается напряжённость ожидания оценки и создаются условия для самореализации учеников.
Опыт своей работы по вопросу интеграции я обобщила, материал по этому обобщению находится в школьном методкабинете, им пользуются все желающие.
В школе разработана и реализуется Программа развития, основными направлениями которой являются: совершенствование процесса обучения, информатизация, развитие системы воспитания через Программу « Школа- социокультурный центр». Я принимаю непосредственное участие в ее реализации: внедряю новые образовательные программы, госстандарты, осуществляю предпрофильную подготовку учащихся, реализую программу «Самосовершенствование личности учащегося».
. Во время уроков и на внеурочных мероприятиях я учитываю индивидуальные, психологические, возрастные особенности детей. В моем арсенале методы работы, позволяющие учащимся делать выбор: уровня изучения материала, вида деятельности, вида домашней работы. Но от каждого из них я добиваюсь выполнения минимума содержания образования по всем предметам. Начиная с 1 класса, развиваю интерес к учебе, постепенно переходя от внешней учебной мотивации к внутренней. К выпуску из начальной школы дети твердо осознают значимость и практическую направленность знаний, необходимость личного развития.
Для рационального использования времени на уроках учу детей умению включаться в диалог, работая в парах, в группах, использую учеников-консультантов; возможности своего кабинета. Изучаю современные педагогические технологии, выбираю из них те, которые подходят моему стилю преподавания. В своей практике часто пользуюсь традиционными технологиями обучения, сочетая их с инновационными. Результатом применения новых технологий считаю повышение интереса к обучению, сформированность у детей коммуникационных умений, успешную их социализацию.
Взаимодействие с классом строю на следующих принципах:
· принятия ребенка таким, какой он есть;
· бескомпромиссность в оценке поступков;
· терпение и терпимость;
· доверие и поддержка.
На уроках создаю условия для проявления активности и инициативы со стороны учащихся, опираюсь на их субъектный опыт и корректирую его. Себе отвожу роль организатора деятельности ученика, консультанта по возникающим вопросам.
В процессе обучения контроль знаний, умений и навыков провожу в различных формах: текущий и тематический контроль в виде контрольных работ, тестов. К оценке деятельности учащихся привлекаю самих детей, учу из само- и взаимо- оценке. Информация, полученная мной в ходе контроля, используется для проведения коррекции, индивидуальной работы с детьми и их родителями.
В классе мне удается создать нормальную психологическую атмосферу, атмосферу доверия, взаимного уважения, взаимопомощи. Посильность заданий, их дифференцированность, опора на интерес и опыт самих детей, четкие требования и критерии оценки их деятельности позволяют наладить сотрудничество, сформировать адекватную самооценку.
Критерием успехов моих детей в учебе выступают такие количественные характеристики:
· не менее 50% детей участвуют в международных предметных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно».
· на протяжении последних шести лет мои дети являются членами «Зеленого патруля». Наш «Зеленый патруль» отмечен грамотой краевого экологического центра, информация о нашей работе есть на сайте АКДЭЦ.
· Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсах по экологическому образованию учащихся. («Окно в природу», «Зеленый вернисаж», «Лес - бесценный дар природы»).
· Качество знаний по основным предметам стабильное, выше районного:
Уч. год |
Качество знаний по предметам, % |
|||
чтение |
русский язык |
математика |
окруж. мир |
|
2005/06 |
100 |
67 |
50 |
100 |
2006/07 |
100 |
66,6 |
55,5 |
100 |
2007/08 |
100 |
65,5 |
55,5 |
78 |
· мои учащиеся отличаются активной жизненной позицией, в школе обобщен опыт моей работы по теме « Развитие навыков самоуправления у младших школьников».
Взаимодействие с родителями осуществляю через дневник учащихся, личные беседы, внеурочные мероприятия.
Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом, учусь у новаторов.
Постоянно занимаюсь повышением своего профессионального мастерства через самообразование, работу в педсоветах, творческой группе, семинарах.
Особых трудностей в работе не испытываю, но быстрая смена парадигм образования, внедрение новых педагогических технологий, как все новое, требует адаптационного периода, вживания.
2.12.2009г