Оценка индивидуального физического развития как фактор сохранения здоровья.
Выполнила
Ученица 9 класса
МОУ «Ново-Тарабинская СОШ»
Богданова Юлия
Руководитель:
Учитель биологии
Богданова Елена Михайловна
с. Новая Тараба
2009 год
Содержание
Введение 3
Основная часть: 5
Глава 1. Жизненная ценность здоровья 5
1.1. Определение понятия «здоровье» 6
1.2. Отношение подростков к здоровью 7
1.3. Динамика групп здоровья 8
Глава 2. Оценка индивидуального физического
развития подростков 9
2.1. Проведение антропометрических и
физиометрических измерений 10
2.2. Оценка результатов исследований расчетом сигмальных
отклонений от стандартов 12
2.3. Индивидуальный профиль физического развития, оценка 13
гармоничности развития
Глава 3. Способы сохранения и развития
здоровья 19
3.1. Коррекция недостатков физического развития 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 24
Введение
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье».
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от характеристик окружения, в котором он находится большую часть своей жизни. Статистика исследований здоровья детей школьного возраста говорит о том, что школьная среда не всегда положительно влияет на развитие ребенка, а особенно подростков.
Результаты медицинских осмотров школьников подросткового возраста нашей школы показывают, что из учащихся старших классов (35 человек) :
- 62,8 % имеют 1 группу здоровья
- 28,5 % имеют 2 группу здоровья
- 5,7 % имеют 3 группу здоровья
- 2,8 % имеют 4 группу здоровья
Среди факторов школьной среды, отрицательно влияющих на физическое развитие детей, а, следовательно, и их здоровье, главное место занимают: ограничение двигательной активности, несоответствие школьной мебели росту детей и недостаточная освещенность кабинетов. Классы школы, в которых занимаются старшеклассники, были обследованы на предмет соответствия нормам ГОСТа.
Существуют стандартные величины высоты стола и стульев в зависимости от роста ребенка (Гост 11016-93):
Рост ученика см |
Высота крышки стола над полом |
Высота переднего края сиденья |
Цвет маркировки |
100-115 |
46 |
26 |
оранжевый |
115-130 |
52 |
30 |
фиолетовый |
130-145 |
58 |
34 |
желтый |
145-160 |
64 |
38 |
красный |
160-175 |
70 |
42 |
зеленый |
175 и выше |
76 |
46 |
голубой |
В нашей школе для подростков 14-16 лет не соответствует нормам высота столов и стульев в 4 классах из 7.
Нормативы площади на одного ученика – 2 м2 – соблюдаются.
Освещенность помещений высчитывается по формуле:
П/О
СК = -----------,
П/П
Где СК – световой коэффициент,
П/О – площадь окон,
П/П – площадь пола.
По санитарно-гигиеническим нормам СК для учебного помещения должен
3
быть равен 1/4- 1/6. Большая величина – 1/3 -1/2 нежелательна, так как это будет способствовать перегреву или переохлаждению помещения. Если же СК равен 1/7, то такое освещение следует считать недостаточным.
В нашей школе из 7 кабинетов в 3 не выполняется норма освещенности. СК равен 1/7 (кабинет физики, химии, технологии).
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Для того чтобы быть здоровым – активным, сильным, выносливым, эмоционально устойчивым – нужны и собственные усилия. Академик Н.М.Амосов писал: « …чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Современные подростки очень мало времени уделяют физическому развитию, проводя большую часть времени за компьютером. Многие не считают нужным иметь сильное, выносливое тело. Многие пристрастились к вредным привычкам. Многие просто не знают, как можно сохранять и развивать физическую форму. В литературе и СМИ предлагается огромное количество всевозможных диет, упражнений, курсов. Ученые же тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Оценивая собственное физическое развитие, можно сделать вывод об уровне здоровья (высокий, средний, низкий) и гармоничности развития.
Исходя из этого, мы решили разработать проект по оценке индивидуального физического развития подростков нашей школы, который поможет школьникам понять недостатки в своем физическом развитии и принять меры по сохранению и развитию здоровья.
Главная идея проекта:
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Определение уровня физического развития подростков школы для сохранения и развития здоровья.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Установить факторы школьной среды, влияющие на физическое развитие подростков.
2. Научиться самостоятельно проводить морфологические и физиологические измерения.
3. Оценить физическое развитие подростков школы (14-16 лет).
4. Составить графики индивидуального физического развития, дать рекомендации по сохранению здоровья.
4
В работе использованы следующие методы исследования:
- разработка анкеты и опрос учащихся – респондентов – 35 человек, методом самостоятельного анонимного заполнения анкеты;
- систематизация данных опроса;
- измерение антропометрических и физиометрических данных подростков;
- расчеты сигмальных отклонений от стандартов;
- сравнительный анализ полученных данных и их соответствие установленным стандартам.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
- СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА - все измерения проводились с согласия участников;
- ДОСТУПНОСТЬ – все методики, используемые в проекте, можно применить в любой школе Алтайского края;
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ – все рекомендации легко выполнимы и ведут к сохранению здоровья подростков.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Учащиеся 8-11 классов МОУ «Ново-тарабинсая СОШ», всего 35 человек.
Проект имеет большую практическую направленность.
1. Подростки научились самостоятельно производить антропометрические и физиологические измерения, что может быть использовано при оказании первой помощи, составлении рациона питания, выборе, изготовлении одежды.
2. Получены сведения о реальном состоянии физического развития и его отклонениях, что необходимо для поддержания своего здоровья в норме.
3. На основе полученных данных определена сфера жизнедеятельности.
Все материалы проекта могут использовать в работе классные руководители, составляя планы индивидуальной работы с учащимися, при формировании навыков ЗОЖ. Эта информация полезна и родителям.
Проект явился результатом элективного курса по биологии в рамках предпрофильного обучения девятиклассников.
Основные источники литературы – это книги по физическому воспитанию и развитию, где даются рекомендации по использованию различных видов спорта с целью сохранения здоровья.
Методика оценки физического развития содержится в книге С.Е.Мансуровой «Здоровье человека и окружающая среда». В ней доступно описываются способы оценки и анализ данных.
Основная часть
Глава 1. Жизненная ценность здоровья.
Что такое здоровье? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным. Действительно, кто же не знает что такое здоровье… Хорошее самочувствие? Да. Красивая фигура? Да. Привлекательная внешность? Да.
5
Высокая работоспособность? Безусловно. Способность развиваться и совершенствоваться? Без сомнения. А кто более здоров – инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной сфере, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни, не стремящийся к совершенствованию и развитию?
Путем анкетирования, мы проверили, как понимают наши подростки, что такое «здоровье»?
1.1. Определение понятия «здоровье».
У всякого времени свои эталоны. Что в полной мере относится к понятию «эталон здоровья».
Античный человек рассматривал заботу о собственном здоровье, развитие физических свойств и качеств как одно из условий духовного совершенствования – «В здоровом теле – здоровый дух».
Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Здесь здоровый человек – тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся.
Схожее понимание сути здоровья находится и в документах, относящихся к XVIII веку: «Все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь».
Сегодня для характеристики здоровья, по подсчетам существует около 300 различных определений. При этом все определения можно разбить на три большие группы.
1 ГРУППА: НОРМОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Здоровье описывается как «совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида». Примерами такого определения могут быть формулировки типа:
Краткий толковый словарь русского языка: То или иное физическое состояние человека.
Современный толковый словарь русского языка: 1. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все органы. 2. Самочувствие, то или иное состояние организма.
«Ничего не болит, температура нормальная – значит, здоров», - именно так думают многие из нас.
2 ГРУППА: АДАПТАЦИОННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Самым популярным из них является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это «состояние полного душевного и социального благополучия». С этой точки зрения человек,
6
имеющий физические отклонения от нормы, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как «неполноценный», «больной».
3 ГРУППА: АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Подлинно здоровый человек в данном случае тот, кто не просто «Благополучен», но стремится к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром. Здоровье рассматривается в системе культурных, нравственных координат. Такая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности с прагматических на альтруистические – заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг.
Анализируя ответы наших подростков в соответствии с данной классификацией, мы пришли к выводу, что практически все дети воспринимают здоровье как данность, нужно только его поддерживать и тогда проживешь долго. Вот несколько примеров:
«Здоровье – это, когда у человека нет никаких болезней, он наблюдается у врачей, сам ведет здоровый образ жизни, чтобы дольше прожить»,
«По-моему, здоровье – это такое состояние человека, в котором он чувствует себя хорошо. Не болеет и ведет образ жизни без вредных привычек»,
«Здоровье – это сохранение целого организма с рождения без заболеваний»,
«Здоровье – это хорошее самочувствие», «Здоровье – это когда нет болезней»
Таким образом, все дети придерживаются нормоцентрической модели здоровья, добавляя при этом, что нужно вести здоровый образ жизни, не вполне понимая зачем. Совершенно не учитывается возможность саморазвития и самореализации.
1.2. Отношение подростков к здоровью.
Для того, чтобы определить, на какое место в жизни ставят подростки здоровье, здоровый образ жизни, мы предложили учащимся список из 10 социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека:
1. Карьера.
2. Семейное благополучие.
3. Здоровье.
4. Материальный достаток.
5. Образование.
6. Работа, которая приносит радость.
7. Свобода.
8. Независимость.
9. Наличие близких друзей.
10. Интересное общение.
Оказалось, что 50 % подростков ставят здоровье на первое место в кругу социальных приоритетов, 10 % - на второе место, еще 10 % - на третье место, а у 30 % ребят здоровье вообще не входит в круг жизненных приоритетов.
Несмотря на то, что многие подростки отнесли здоровье к числу жизненных
7
ценностей, их образ жизни сложно назвать здоровым. Так, в ответах на вопросы: « Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?» и «Что тебе мешает быть здоровым?», в основном было:
«Занимаюсь спортом, правильно питаюсь, по режиму, не имею вредных привычек»,
«Занимаюсь спортом, закаляюсь»,
«У меня нет вредных привычек, стараюсь правильно питаться, в пище делать разнообразие»,
«Гуляю на свежем воздухе, употребляю диетическую пищу, витамины»
20% подростков ничего не делают, чтобы быть здоровыми.
В результате получается, что 80% детей иногда занимаются спортом, 10% - закаляются, 4,5 % - пытаются правильно питаться. При этом сами учащиеся оценивают свой образ жизни как «вполне способствующий сохранению и укреплению здоровья».
Обосновывая причины несоблюдения тех или иных правил здорового образа жизни, подростки ссылаются на:
«Мешает климат», «Слабая сила воли, лень», «Все зависит только от меня», «Нехватка денег в семье», «Местность, в которой я живу».
Практически никто не упомянул об отсутствии знаний о том, как заботиться о своем организме. Подростки признают высокую степень зависимости здоровья человека от его поведения, но это понимание не приводит к готовности принять на себя реальную ответственность за состояние собственного здоровья.
Итак, наши исследования показали, что подростки нуждаются в повышении мотивации здоровьеохранительного поведения человека и практических знаниях о том, как заботиться о здоровье.
1.3. Динамика групп здоровья
Группы здоровья – важный показатель физического развития детей.
Принадлежность к той или иной группе определяется по отклонениям в системах и функциях организма:
1 группа здоровья:
Отклонений в системах и функциях организма нет, наследственными хроническими заболеваниями не отягощен, болеет редко (1-2 раза в году простудными заболеваниями).
2 группа здоровья:
Отклонения в системах и функциях организма значительные. Характер возможных отклонений: негрубые дефекты зрения, слуха, незначительные нарушения в костно-мышечной системе (легкие нарушения осанки, плоскостопие); повышенная утомляемость; «угроза» возможности развития тех или иных хронических заболеваний; болеет 4 и более раз в году.
3 группа здоровья:
Отклонения в системах и функциях организма значительные. Характер возможных отклонений: хронические заболевания внутренних органов (печени, почек, легких, лорорганов); пограничные расстройства нервной
8
системы (астенический синдром, инфантилизм, невротические состояния);отягощенность наследственными заболеваниями. Болеет часто (чаще 4 раз в году).
По медицинским исследованиям, среди наших учащихся 8-11 классов группы здоровья распределяются следующим образом:
Таблица 1.
Распределение учащихся по группам здоровья за последние3 года:
Год |
2006-2007 год |
2007-2008 год |
2008-2009 год |
Класс |
|||
8 |
1гр. – 7 человек 3 гр. – 1 человек |
1 гр. – 7 человек 2 гр. – 3 человека |
1 гр. – 3 человека 2 гр. – 6 человек |
9 |
1 гр. – 8 человек 2 гр. – 1 человек 3 гр. – 2 человека |
1 гр. – 6 человек 2 гр. – 1человек
|
1 гр. – 8 человек 2 гр. – 3 человека |
10 |
1 гр. – 5 человек 2 гр. - 1 человек |
1 гр. – 7 человек 2 гр. – 1 человек 3 гр. – 3 человека |
1 гр. – 4 человека 2 гр. – 1 человек |
11 |
1 гр. – 5 человек |
1 гр. – 5 2 гр. – 1человек |
1 гр. – 6 человек 2 гр. – 1 человек 3 гр. – 3 человека |
Данные таблицы показывают, что при переходе из класса в класс почти всегда происходит изменение здоровья школьников в сторону ухудшения, либо показатели остаются постоянно одинаковыми. Если же сравнивать состояние здоровья детей по годам, то при равном количестве учащихся явно наблюдается снижение уровня здоровья.
Все вышеизложенное говорит о том, что школьная среда не всегда способствует физическому развитию, проблемы со здоровьем у подростков нашей школы существуют, а динамика ухудшения здоровья требует решения этих проблем незамедлительно. Мы предлагаем простой и эффективный способ сохранения и развития здоровья.
Глава 2. Оценка индивидуального физического развития.
Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди и масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека.
К основным физиометрическим (функциональным) признакам относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), показатели артериального давления, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кисти (кистевая динамометрия).
Ученые установили существенные различия в скорости физического развития детей и подростков разного пола и возраста, разных этнических и
9
территориальных групп. Для каждой из групп были разработаны стандарты физического развития, которые представляют собой цифровые таблицы – шкалы физического развития. При составлении таких шкал антропологи используют метод сигмальных отклонений, где по каждому из параметров показаны границы нормальных отклонений с помощью среднеквадратичного отклонения – сигмы (σ).
Шкалы физического развития имеют большое практическое и научное значение. Так, сравнение индивидуальных данных с градациями такой шкалы позволяет оценить физическое развитие человека относительно средней нормы развития данной возрастной, половой, этнической, территориальной группы людей.
Ученые тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Оценивая физическое развитие, можно сделать вывод об уровне здоровья и гармоничности развития.
2.1. Проведение антропометрических и физиометрических измерений●.
Антропометрические измерения:
1) Измерение роста (длины тела) стоя.
Встать босыми ногами у стены так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки, и затылок касались стены. Голову держать прямо так, чтобы верхний край ушной раковины и бровь были на одной горизонтали. Отметить рост и сантиметровой лентой измерить длину тела.
2) Измерение массы тела.
Массу тела определяют с помощью рычажных медицинских весов. До начала работы проверяют точность весов. Во время взвешивания следует стоять посередине весовой площадки в легкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь.
3) Измерение окружности грудной клетки (ОКГ).
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди – по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитыми грудными железами ленту спереди проводят вдоль 4-го межреберья и соединяют по среднеключичной линии.
Физиометрические измерения:
1) Частота сердечных сокращений или пульс.
Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях. Чаще всего пульс определяют у основания большого пальца на лучевой артерии.
Для этого второй, третий, четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Измерение ЧСС осуществляется следующим образом: находят лучевую артерию и слегка прижимают ее к кости. Подсчитывают количество ударов за 15 сек, полученный результат умножают на 4, получая таким образом ЧСС за 1 минуту.
2)Артериальное давление (АД). __________________________________________________________________
Мансурова С.Е. Здоровье человека и окружающая среда//Методкнига – 2006, с. 30 10
Измерение артериального давления производится с помощью тонометра.
Этот прибор состоит из полой резиновой манжеты, соединенной с резиновой грушей. Манжету укрепляют на обнаженном плече и резиновой грушей накачивают в нее воздух для того, чтобы сжать манжетой плечевую артерию и остановить в ней ток крови. К локтевому сгибу прикладывают фонендоскоп, чтобы прослушать движение крови в артерии. Пока в манжету не накачан воздух, кровь по артерии течет бесшумно, никаких звуков через фонендоскоп не прослушивается. Когда в манжету накачан воздух, она сжимает артерию и останавливает ток крови.
При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не будет прослушиваться четкий прерывистый звук –тук-тук. При появлении этого звука по шкале манометра снимают показания в миллиметрах ртутного столба. Эта величина является величиной систолического (максимального) давления. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то звук сменяется постепенно ослабевающим шумом, а затем совсем исчезает. В момент исчезновения звука также снимают показания манометра. Они соответствуют диастолическому (минимальному) давлению.
Все измерения занесены в таблицу.
Таблица 2.
Показатели антропометрических и физиометрических измерений по классам.
№ п/п |
Ф.И. |
Рост см |
Вес кг |
ОГК см |
ЧСС Уд/мин |
Артериальное давление Мм.рт.ст. |
|
|
|
8 к л |
а с с |
|
|
1. |
Гейзе Женя 14 лет |
166 |
54 |
86 |
88 |
100/60 |
2. |
Сафрошкин 14 летВадим |
165 |
48 |
80 |
80 |
110/60 |
3. |
Минченко Толя 14 лет |
173 |
55 |
86 |
100 |
120/80 |
4. |
Полосухин 15 летАндрей |
165 |
47 |
82 |
76 |
100/70 |
5. |
Титова Алена 14 лет |
171 |
57 |
92 |
88 |
110/70 |
6. |
Полухин Саша 15 лет |
167 |
50 |
81 |
92 |
120/80 |
7. |
Ализаде Туркан 14 лет |
162 |
65 |
93 |
60 |
110/70 |
|
|
|
9 к л |
а с с |
|
|
1. |
Зудилов Егор 15 лет |
166 |
52 |
81 |
84 |
110/60 |
2. |
Корольчук Вася 15 лет |
171 |
61 |
87 |
80 |
110/60 |
3. |
Ядыкина Света 15 лет |
163 |
52 |
81 |
112 |
110/70 |
4. |
Богданова Юля 14 лет |
163 |
65 |
90 |
84 |
100/60 |
5. |
Грачев Саша 15 лет |
162 |
64 |
92 |
96 |
120/70 |
6. |
Кретинин Слава 15 лет |
168 |
60 |
86 |
96 |
120/80 |
10. |
Тагирова Марина 15 лет |
158 |
48 |
82 |
92 |
|
|
|
10 |
к л а |
с с |
|
|
1. |
Красилова Маша 16 лет |
166 |
62 |
86 |
80 |
110/80 |
2. |
Ефремов Костя 16 лет |
168 |
55 |
89 |
90 |
100/60 |
3. |
Каравайцев Алеша 16 лет |
166 |
64 |
86 |
60 |
120/80 |
4. |
Полухин Коля 16 лет |
178 |
63 |
87 |
90 |
110/70 |
5. |
Терехова Нина 16 лет |
156 |
56 |
86 |
90 |
100/60 |
2.2. Оценка результатов исследований расчетом сигмальных отклонений от стандартов.
Оценка результатов исследований осуществляется методом расчета сигмальных отклонений от стандартов, характеризующих величину соответствующих показателей в каждой возрастной и половой группе.
Для расчета необходимо из полученной при измерении величины показателя вычесть среднее значение «стандарта» и полученную разность разделить на величину среднеквадратичного отклонения – σ (сигму). Среднее значение «стандарта» и значение σ по всем показателям с учетом возрастной и половой группы берется из соответствующих таблиц (см.Приложение). Частное от деления показывает, на сколько σ в большую или меньшую сторону отклоняются различные показатели от средних, присущих данному возрасту и полу. Сигмальные отклонения вычисляются с точностью до десятых долей.
12
Физическое развитие считается средним, если все измеренные величины отклоняются от стандартного сигмального отклонения не более чем на +1σ.
Показатель считается выше «среднего», если величина сигмального отклонения превышает +1σ.
Показатель развития принято считать ниже «среднего», если величина сигмального отклонения в пределах от -1σ до -2σ, и низким, если эта величина менее -2σ.
Для оценки физического развития составляют таблицу.
Таблица 3.
Вычисление сигмального отклонения от стандартов
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
|
|
|
|
|
Вес |
|
|
|
|
|
Окружность грудной кл. |
|
|
|
|
|
ЧСС |
|
|
|
|
|
Артериальное давление |
|
|
|
|
|
Данные для граф 3и5 берем из таблиц стандартов физического развития (см. Приложение). Вычисляем разность между величинами фактических показателей и стандартными величинами показателей (2 и 3), проставив соответствующий знак «+» или «-«. Данные заносим в графу 4. Полученную разность делят на величину сигмы. Это и есть сигмальное отклонение, его заносим в графу 6 и оцениваем физическое развитие.
2.3. Индивидуальный профиль физического развития, оценка гармоничности развития.
Для наглядности изображения отклонений отдельных признаков вычерчивается индивидуальный профиль физического развития. С этой целью переносят значения сигмальных отклонений по каждому признаку на сетку таблицы, начиная отсчет от нулевой линии. Точки, отражающие величину сигмального отклонения признака, следует ставить по средней линии клетки того или иного показателя. По индивидуальному профилю легко установить и степень гармоничности физического развития. Развитие считается гармоничным (пропорциональным), если крайние значения сигмальных отклонений признаков отличаются друг от друга не более, чем на 1 ст. При непропорциональном развитии эта разность более 1 ст.
13
Таблица 4.
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
|
|
|
|
|
+1 |
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
Антропометрические и физиометрические измерения каждого подростка от14 до 16 лет были рассчитаны методом сигмальных отклонений от стандартов, потом для каждого был составлен индивидуальный профиль физического развития.
Для наших учащихся получились следующие результаты:
8 класс
Гезйе Женя – 14 лет
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
166 |
163 |
+3 |
9,1 |
+0,3 |
Вес |
54 |
43,4 |
+10,6 |
7,35 |
+1,4 |
Окружность грудной клетки |
86 |
80,1 |
+5,9 |
7,1 |
+0,8 |
ЧСС |
88 |
76,9 |
+11,1 |
9,6 |
+1,2 |
Артериальное давление |
100/60 |
116,5 |
-16,5 |
10,1 |
- 1,6 |
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
|
● |
|
● |
|
+1 |
● |
|
● |
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
● |
По двум показателям: рост и ОГК физическое развитие среднее, а по весу и ЧСС – выше среднего. По артериальному давлению развитие ниже среднего. Так как крайние значения сигмальных отклонений (вес – +1,4, а арт.давл. – --1,6) отличаются примерно на 3 σ, можно сделать вывод о недостаточной гармоничности развития данного подростка.
14
Сафрошкин Вадим – 14 лет.
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
165 |
163 |
+2 |
9,1 |
+0,2 |
Вес |
48 |
43,4 |
+4,6 |
7,35 |
+0,6 |
Окружность грудной клетки |
80 |
80,1 |
0 |
7,1 |
0 |
ЧСС |
80 |
76,9 |
+3,1 |
9,6 |
+0,3 |
Артериальное давление |
110/60 |
116,5 |
-6 |
10,1 |
-0,6 |
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
|
|
|
|
|
+1 |
● |
● |
● |
● |
|
-1 |
|
|
|
|
● |
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
Видно, что все показатели не превышают +1σ, значит, физическое развитие находится в средних пределах и идет гармонично.
Минченко Толя – 14 лет.
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
173 |
163 |
+10 |
5 |
+2 |
Вес |
55 |
43,4 |
+11,6 |
9,1 |
+1,3 |
Окружность грудной клетки |
86 |
80,1 |
5,9 |
7,35 |
+0,8 |
ЧСС |
100 |
76,9 |
+23,1 |
7,1 |
+3,2 |
Артериальное давление |
120/80 |
116,5 |
+3,5 |
9,6 |
+0,4 |
15
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
● |
|
+2 |
● |
● |
|
|
|
+1 |
|
|
● |
|
● |
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
По антропометрическим показателям физическое развитие выше среднего, а вот физиологические данные – нестабильны, поэтому развитие нельзя считать гармоничным.
Полосухин Андрей -15 лет.
Вычисление сигмального отклонения от стандартов
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
165 |
168 |
+3 |
7,2 |
+0,4 |
Вес |
47 |
56,7 |
-9,7 |
7,02 |
-1.4 |
Окружность грудной клетки |
82 |
83,5 |
-1,5 |
5,7 |
-0,3 |
ЧСС |
76 |
74,4 |
+1,6 |
8,1 |
+0,2 |
Артериальное давление |
100/70 |
113,6 |
-13,6 |
12,4 |
-1,1 |
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
|
|
|
|
|
+1 |
● |
|
|
● |
|
-1 |
|
|
● |
|
● |
-2 |
|
● |
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
Индивидуальный профиль говорит о низком физическом развитии подростка, так как крайние значения σ отличаются почти на 2ст. Особенно выделяются показатели веса, ОГК, арт. давл. Физическое развитие не гармоничное.
Титова Алена – 14 лет
Вычисление сигмального отклонения от стандартов
16
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
171 |
160, 8 |
+10,2 |
6,3 |
+1,6 |
Вес |
57 |
52,78 |
+4,2 |
3,77 |
+1,1 |
Окружность грудной клетки |
92 |
82.5 |
+9,5 |
6,3 |
+1,5 |
ЧСС |
88 |
78,8 |
+9,2 |
8,3 |
+1,1 |
Артериальное давление |
110/70 |
108,6 |
+1,4 |
9.4 |
+ 0,1 |
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
● |
● |
● |
● |
|
+1 |
|
|
|
|
● |
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
По всем показателям наблюдается развитие выше среднего, а величина артериального давления на уровне среднего. Показатели не превышают границ одной сигмы, следовательно развитие девушки гармоничное.
Полухин Саша – 15 лет.
Вычисление сигмального отклонения от стандартов
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
167 |
168 |
-1 |
7,2 |
-0,1 |
Вес |
50 |
56,7 |
- 6.7 |
7,02 |
-0,9 |
Окружность грудной Кл. |
81 |
83,5 |
-2.5 |
5,7 |
-0,4 |
ЧСС |
92 |
74,4 |
+17,6 |
8,1 |
+2 |
Артер.давл. |
120/80 |
113,6 |
+6,4 |
12,4 |
+0,5 |
17
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
|
|
|
|
+2 |
|
|
|
● |
|
+1 |
|
|
|
|
● |
-1 |
● |
● |
● |
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
|
|
Физическое развитие ниже среднего по антропометрическим показателям, недостаточный рост, вес, окружность грудной клетки. А вот физиометрические показатели превышают среднее развитие. Такое развитие нельзя назвать гармоничным.
Туркан Ализаде – 14 лет
Вычисление сигмального отклонения от стандартов
Показатели физического развития |
Фактические показатели |
Стандартные величины показателей |
Разность фактических показателей и стандартных величин |
Сигма стандарт ная |
Сигмаль ное отклоне ние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост |
162 |
160, 8 |
+1,2 |
6,3 |
+0,2 |
Вес |
65 |
52,78 |
+12.2 |
3,77 |
+ 3,2 |
Окружность грудной клетки |
93 |
82.5 |
+10,5 |
6,3 |
+1,6 |
ЧСС |
60 |
78,8 |
-18,8 |
8,3 |
-2,2 |
Артериальное давление |
110/70 |
108,6 |
+1.4 |
9.4 |
+0,1 |
Индивидуальный профиль физического развития
Сигмы |
Рост |
Вес |
ОГК |
ЧСС |
Арт. Давл. |
+3 |
|
● |
|
|
|
+2 |
|
|
● |
|
|
+1 |
● |
|
|
|
● |
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
-3 |
|
|
|
● |
|
График показывает нарушение гармоничности развития. При среднем показателе роста сильно завышен показатель веса и занижен показатель ЧСС. Из-за повышенного веса повышается и показатель ОГК. Физическое развитие нестабильное.
18
Исследование показало, что развитие 14-ти -летних подростков соответствует: ниже среднего – 8 человек, средний уровень развития – 7 человек, выше среднего – 4 человека.
15-ти летние подростки: ниже среднего – 4 человека, средний уровень – 4 человека.
16-ти летние подростки: ниже среднего – 4, среднее – 1 человек.
Вывод: с увеличением количества времени, проводимого в школе, снижается уровень развития подростков. Анализ по группам здоровья подтвердился оценкой общего физического развития школьников.
Глава 3. Способы сохранения и развития здоровья
3.1. Коррекция недостатков физического развития.
По проведенным расчетам выделяются несколько групп подростков, отличающихся по физическому развитию.
Первая группа – развитие гармоничное, среднее или выше среднего.
Данной группе школьников для сохранения оптимальных показателей необходимо заниматься общеукрепляющими упражнениями: упражнениями для развития правильной осанки, дыхательной гимнастикой, спортивными играми. Для большего эффекта рекомендуем вести примерный личный план физического самовоспитания:
Таблица 5.
Примерный личный план физического самовоспитания
Задачи |
Средства и методы |
Содержание |
Дни занятий |
1. Укрепление здоровья, закаливание, включение в здоровый образ жизни |
Утренняя зарядка, физические упражнения, использование гигиенических и природных факторов, соблюдение режима дня |
Комплекс из 10 упражнений, контрастный душ, воздушные ванны, соблюдение режима сна, питания, учебы и отдыха, прогулка перед сном |
Ежедневно |
2. Выработка настойчивости |
Обязательное выполнение намеченного на день, неделю |
Подъем в 7 часов, отход ко сну в 22 ч., занятия физическими упражнениями в 18 ч. 45 мин. Выполнение домашнего задания с 16 до 18 ч.30 мин |
ежедневно |
3. Воспитание выносливости |
Бег, походы, прогулки на велосипеде и т.п. |
Бег в чередовании с ходьбой (С постепенным ее сокращением) в течение 15-20 мин. Пешие и велосипедные прогулки (1,5-2 часа) |
2 раза в неделю, по выходным |
4.Совершенствование координационных способностей |
Упражнения на развитие координации движений |
Описание упражнений, количество серий и их повторение |
Ежедневно |
Вторая группа – гармоничность нарушена из-за повышенного показателя веса. Данной группе школьников рекомендуем сбалансировать свое питание.
Для снижения жировой массы эффективными являются упражнения циклического характера умеренной интенсивности: бег на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба, аквааэробика, велоаэробика.
Одним из наиболее ценных средств в профилактике ожирения является плавание с постепенным увеличением плавательных нагрузок.
В профилактике ожирения надо чаще использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), которые оказывают стимулирующее влияние на обменные процессы. Следует активизировать общий режим дня (не спать больше 7-8 часов, заниматься утренней гимнастикой, не лежать и не спать после еды, больше двигаться).
Третья группа – развитие ниже среднего. Данной группе рекомендуем активно заняться развитием различных групп мышц, ввести в рацион разнообразную пищу, питаться по режиму. Соблюдать режим дня, исключить вредные привычки, т.е. полностью пересмотреть свой образ жизни.
К упражнениям, стимулирующим увеличение мышечной массы, относятся силовые упражнения. Силовые упражнения, применяемые с целью увеличения мышечной массы, должны:
- вызывать большое, но не предельное мышечное напряжение;
- быть настолько кратковременными, чтобы энергетическое обеспечение осуществлялось за счет анаэробных механизмов, и в то же время настолько продолжительными, чтобы обменные процессы активизировались в достаточной степени.
Вес отягощения в упражнениях задается таким, чтобы можно было поднять снаряд 8-10 раз подряд в каждом подходе. Наиболее типичны при этом медленные движения, включающие в работу крупные мышцы (приседания, наклоны, жим лежа и др.). Занятия проводят через день.
20
Питаться рекомендуется 4 раза в день. Интервал между приемами пищи не должен превышать 4-4,5 ч. Такой режим способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта, правильному усвоению пищи.
В режиме дня необходимо отвести время на выполнение домашних заданий, на помощь родителям по дому, на активный отдых (прогулки на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями).
Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. В этом случае появляется привычка ложиться и вставать в одно и то же время.
Заключение.
Люди всегда искали способы и средства продления жизни и сохранения молодости. Существует много факторов, которые в течение жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. Что же каждый из нас может предпринять, чтобы увеличить шансы прожить дольше, надолго сохранить работоспособность и здоровье? Самое простое – следить за своим физическим развитием, так как работа многих органов отражается на состоянии физического развития. Считаю, что мой проект помог подросткам школы научиться оценивать свое развитие и делать выводы на будущее.
В ходе работы над проектом было выяснено, что физическое развитие школьников тесно связано со средой, в которой они проводят время. Основная деятельность школьника – учеба. Поэтому правильное оснащение учебного процесса, санитарные нормы необходимо выполнять полностью.
В ходе работы над проектом мы определили, какие факторы школьной жизни влияют на состояние физического развития подростков:
1. Мебель – высота стульев и столов – только 50% классов в школе соответствуют возрастным особенностям детей.
2. Освещенность кабинетов – 3 кабинета расположены на северо-восток, где солнечный свет бывает только до 10 часов утра.
3. Ограничение двигательной активности.
Не смотря на это, в школе имеется хорошая база для развития и сохранения здоровья: утренняя гимнастика, оборудованный спортзал, тренажерный зал, столовая, настольные игры, проводятся мероприятия на свежем воздухе, видео и Интернет ресурсы.
В ходе исследования оценивались только физические параметры, подверженные действию факторов школьной среды. Предполагаемые результаты (по группам здоровья) подтвердились – с возрастом у подростков нарастают отклонения в здоровье. Это говорит о недостаточной мотивации детей к здоровьесберегающей деятельности. Необходимо наглядно показать учащимся их проблемы и дать конкретные рекомендации, что и сделано в нашем проекте. Занимаясь оценкой своего физического развития, дети приобрели полезные навыки в измерении своего веса, артериального давления, частоты сердечных сокращений.
21
Все советы проекта даны в рекомендательном плане, но я полностью согласна с мнением известного во всем мире специалиста по оздоровительной физкультуре Кеннета Купера●, что четыре привычки обеспечивают долголетие:
- регулярные профилактические осмотры, прежде всего с серьезным кардиологическим и онкологическим обследованием;
- систематические аэробные упражнения средней интенсивности;
- рацион питания с низким содержанием жиров, сахара, соли и высоким – клетчатки, который поможет поддерживать нормальный вес;
- отказ от табака в любой форме, но особенно от сигарет.
Основными результатами работы для меня лично являются:
- познакомилась с методами исследования;
- отработала коммуникативные навыки;
- научилась определять уровень физического развития подростков 14-16 лет;
- установила отклонения в собственном развитии, сравнила себя с другими;
- расширила свой кругозор, подобрала рекомендации по сохранению и развитию здоровья;
- научилась проводить антропометрические и физиологические измерения;
- задумалась о будущем.
Перспективы проекта:
1. Работа учащихся по итогам оценки физического развития.
2. Информирование родителей о недостатках физического развития с целью создания условий для их коррекции.
3. Создание общешкольных программ.
4. Деятельность классных руководителей по формированию здорового образа жизни.
5. Исправление недостатков школьной среды.
6. Повторное исследование через несколько лет.
Считаю, что цель проекта достигнута, задачи выполнены, получен конкретный результат, который можно применить на практике.
__________________________________________________________________
Кеннет Купер. Аэробика для хорошего самочувствия// М.: Физкультура и спорт, 1989, с. 217.
22
Литература:
Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
Виленский М.Я, Туревский И.М., Торочкова Т.Ю.. Физическая культура 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2002
Виру А.А. Аэробные упражнения. – М.: Физкультура и спорт. 1988.
Должиков И.И., Тульпо В.Л. Комплекс ГТО в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение,1973.
А.И.Козлов, Г.Г.Вершубская. Физическое развитие детей России. //Биология в школе, 5/2008.
Купер Кеннет. Аэробика для хорошего самочувствия.- М.: Физкультура и спорт, 1989.
Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым. – М.: Просвещение ,1984.
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2006
А.Г.Макеева. О формировании основ культуры здоровья у подростков. //Биология в школе,1/2008.
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. – М.: «5 за занания», 2006.
Ярошенко Н. Лечение без лекарств. Домашние средства.- М.: Ридерз Дайджест, 2003.
23
24
Таблицы стандартов физического развития
Длина тела
Возраст |
Мальчики см |
Девочки см |
14 15 16 |
163,0 + 9,1 168,0 + 7,2 175,0 + 6,2 |
160,8 + 6,3 160,9 + 5,8 162,6 + 4,7 |
Вес/масса
Возраст |
Мальчики см |
Девочки см |
14 15 16 |
43,40 + 7,35 56,70 + 7,02 65,69 + 7,92 |
52,78 + 3,77 53.29 + 6,97 59,09 + 5,87 |
Окружность грудной клетки
Возраст |
Мальчики см |
Девочки см |
14 15 16 |
80,1 + 7,1 83,5 + 5,7 90,4 + 5,2 |
82,5 + 6,3 83,7 + 5,4 83,4 + 4,6 |
Частота сердечных сокращений (пульс)
Возраст |
Мальчики |
Девочки |
14 15 16 |
76,9 + 9,6 74,4 + 8,1 76.7 + 10,0 |
78,8 + 8,3 76,3+ 6,5 76.9 + 10,0 |
Систолическое артериальное давление
Возраст |
Мальчики |
Девочки |
14 15 16 |
116,5 + 10,1 113,6 + 12,4 115,9 + 12.4 |
108,6 + 9,4 108,6 + 9,4 108,6 + 9,4 |
25
Анкета участника II краевой заочной научно-практической конференции «Мы здоровью скажем «Да».
1 |
Фамилия |
Богданова |
|||
2 |
Имя |
Юлия |
|||
3 |
Отчество |
Владимировна |
|||
4 |
Класс |
9 класс |
|||
5 |
Возраст |
14 |
|||
6 |
Дом, адрес (с указанием индекса) |
659261, Алтайский край Кытмановский район С.Новая Тараба Пер. Комсомольский, 2 |
|||
7 |
Опыт участия в научно- практических конференциях (да, нет) |
Школьная НПК |
Районная НПК |
Краевая НПК |
Всерос сийская |
да |
да |
нет |
нет |